Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов – не случайность, а объективная закономерность, обусловленная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.

      Первым профессиональным объединением работников образования был Всероссийский союз народных учителей и деятелей по народному образованию, основанный 12 марта 1905 года в С-Петербурге. В течение всего периода своего существования Всероссийский союз учителей занимал последовательно демократическую политическую позицию. В соответствии с Уставом основными задачами деятельности Союза являлись борьба за коренную реорганизацию народного просвещения в России, в том числе введение бесплатного образования, а также борьба за политическую свободу в России и передачу власти в руки народа.

      Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило царское правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года был издан закон о профсоюзах под названием "Временные правила о профессиональных обществах…", который явился первым правовым документом, регулирующим деятельность профсоюзов.

      Профсоюз работников просвещения после революции 1917 года совместно с органами народного образования активно включился в работу по развитию системы народного просвещения, социалистической культуры и науки. Становление народного образования включало решение двух проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого населения и обеспечение начального обучения детей.

      Наряду с этим профсоюз решал вопросы по ликвидации задолженности по заработной плате, оказанию помощи безработным, распределению путевок, заключению коллективных договоров и соглашений.

      Профсоюзные организации не прекращали своей деятельности и в годы Великой Отечественной войны. Профсоюзные организации осуществляли общественный контроль за работой предприятий торговли и общественного питания, за снабжением учителей продовольственными и промышленными товарами. Органы народного образования, профсоюзные организации учебных заведений, школ развернули движение по сбору средств в фонд обороны, организовывали дежурства в госпиталях, сбор лекарственных растений.

      В послевоенное время профсоюз учителей добился значительных льгот для педагогических работников, которыми мы пользуемся и сегодня.

      Начавшаяся в середине 80-х годов «перестройка» привела к глубокому реформированию государства и общества, переходу экономики на рыночный путь развития, изменению места политических и общественных организаций в структуре общества. В 1989-1990 годах шел активный процесс реформирования профсоюзного движения в России, наступил этап воссоздания общероссийских отраслевых профсоюзов.

      26-27 сентября 1990 года в г. Москве на учредительном съезде был создан Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации.

      В течение этих 25 лет Российскому Профсоюзу работников отрасли удалось не допустить массовой приватизации школ, вузов, внедрения модели отраслевой системы оплаты труда, предложенной Минтрудом, но не обеспеченной необходимыми финансовыми средствами, и не предусматривающей стимулирование квалифицированного труда и привлечение в систему образования молодых кадров.

      Профсоюзу удалось воспрепятствовать отмене повышения ставок и окладов на 25% специалистам, работающим на селе, сохранить пенсию за выслугу лет работников образования в виде досрочной трудовой пенсии. По инициативе Профсоюза ряду категорий педагогических и руководящих работников увеличена продолжительность отпуска на 14 - 28 календарных дней.

      Профсоюз добился сохранения в Законе РФ «Об образовании в РФ», права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках). За последние годы сделан значительный шаг по реализации защитных функций в области охраны труда, организации досуга, занятости физической культурой и спортом студентов, работников отрасли и членов их семей.

      В настоящее время наш Профсоюз на подъеме, он активно отстаивает социально-трудовые права и профессиональные интересы учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования. Он органично вошел как в российское, так и международное профсоюзное движение.

      С 1990 года Профсоюз входит в Федерацию независимых профсоюзов России, с 1995 года является полноправным членом Интернационала образования, а с 2003 года представлен в выборном органе (Бюро) Европейской структуры этой крупной и влиятельной международной организации учителей.

      Пройдя через все этапы развития страны, Профсоюз, объединяющий в своих рядах около 4,5 миллионов работников образовательных, научных учреждений России, обучающейся молодежи, меняя названия, структуру, формы и методы работы, не изменял своей изначальной уставной функции - защите социально- экономических и профессиональных интересов членов Профсоюза.